Страница обновлена 26.07.2017

Уполномоченный по правам ребенка при президенте Российской Федерации – Кузнецова Анна Юрьевна

Уполномоченный по правам ребёнка в Ярославской области – Крупин Михаил Львович

Адрес: 150000, Г.Ярославль, Советская пл.д.3.

Телефон: (4852) 40 – 07 – 90; 40 – 15 – 02; 40 – 10 – 54

Факс: (4852) 72 – 62 – 98

Email: 

Интернет – сайт Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области

http://www.yarregion.ru/depts/uppr/default.aspx

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: Экстренная консультативно-психологическая помощь по телефону доверия с единым общероссийским номером (звонки для абонентов всей области бесплатные)
8-800-2000-122

Личный приём граждан Уполномоченным: первый четверг с 10-00, третий четверг с 14 -00 каждого месяца по адресу: г. Ярославль, Советская пл., д.3 в здании Правительства Ярославской области

При себе необходимо иметь паспорт и копии документов по теме обращения.

Устные консультации юриста Уполномоченного по правам ребенка по телефону (4852) 40-15-02 :

понедельник – пятница с 08.30 до 12.00 часов и с 13.00 до 17.00 часов

Институт Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области – статус, задачи, принципы. 28.12.2010 года Ярославской областной Думой был принят Закон № 55-з «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ярославской области».  В соответствии с данным законом в области была учреждена государственная должность Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и их должностным лицам.

Задачами   деятельности Уполномоченного является:

- обеспечение основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав и законных интересов ребенка;

- содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства Ярославской области об обеспечении основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка;

- информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка;

- взаимодействие с Уполномоченным при президенте Российской федерации по правам ребенка, органами государственной власти Ярославской области и государственными органами Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, общественными объединениями и организациями в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.

   Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, конфиденциальности, гуманности, открытости, объективности и доступности.

 
 Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка  в Ленинском районе города Ярославля
Киселёва Татьяна Алексеевна 
График приёма: МОУ СОШ №74: г.Ярославль, ул.Тургенева, д.14, 1 этаж, кабинет психолога.
пн-вт: 10.00 – 16.00
среда: 16.00 – 19.00
чт-пт: 10.00 – 16.00
третья суббота: 10.00 – 15.00
тел. 8-905-137-76-64
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Начальник  территориального отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района – Гусева Татьяна Анатольевна, тел. 40-90-37, 40-90-57
 
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса
МДОУ детского сада №190 - Шагина Ирина Владимировна 
 
Телефон для записи на прием: (4852) 74-85-72
e-mail: yardou190@yandex.ru (для Уполномоченного по правам ребенка)

Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Уважаемые родители! Это важно и полезно для Вас:

1.Конвенция о правах ребенка.

2.Закон об основных гарантиях прав ребенка.

Консультация

 

«Безопасность ребёнка в детском саду и дома».

 

(По материалам ОГ Лопатиной старшего  научного сотрудника Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Москва.

№1 –2003г. «Управление ДОУ».)

 

К сожалению многие взрослые не знают о юридических правах ребёнка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение, как перед ребенком так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечения здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого  обращения с детьми. Закон РФ « О защите прав детей гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое, психологическое насилие над ними запрещены». Закон РФ  «Об образовании также утверждает право детей обучающихся в общеобразовательных учреждениях, «на уважение человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника». Понятие «жестокое обращение с ребенком»меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает  – это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.

 Различают четыре вида жестокого обращения:

·   Физическое;

·  Сексуальное;

·    Психологическое(эмоциональное);

·     Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

      Каков возраст детей, которые могут подвергнуться подобной опасности?       Как это ни ужасно – от 0 до совершеннолетия.

      Как часто и где это может произойти с ребенком?

1.  По месту. В кругу семьи – со стороны самых близких людей –матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи. Вне семьи  – во дворе, на улице, в компаниях, в образовательных учреждениях, спортивных (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых.

2.  По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.

Работники дошкольных учреждений вполне реально могут столкнуться с последствиями всех форм физического и психологического насилия над ребенком. Многим педагогам известно интуитивное чувство, что с ребенком что-то не так, что его неблагополучное эмоциональное состояние и поведение имеют под собой причины, находящиеся как правило в семье. Иногда это сделать непросто. Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться, скрывают свои синяки, замыкаются в себе – реже бывают агрессивны по отношению к сверстникам Важен ни один признак, а их сочетание.

 Эмоции – низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.

Поведение – гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость,  чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение(чрезмерное кокетство…)

Интеллект – задержка развития речи, памяти, трудности  при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.

Отношения со сверстниками – замкнутость, агрессивность, или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.

Физическое состояние – при интенсивных физических наказаниях и пренебрежениях ребенком, нередко наблюдается снижение веса, роста, неопрятный вид. Кроме того, могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок  может судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать страх перед возможным порицанием. «А вы не будете меня ругать?».Когда такой ребенок приходит  в группу, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных.»Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога.  Это дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными».Кроме того, такие дети из-за не сформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками. Если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы.Педагог должен знать, что такой ребенок нуждается в ласке и внимании даже больше, чем более благополучные дети. Поэтому наказания таких детей ( тем более публичные перед всей группой),  навешивание ярлыков  (хулиган, драчун, чума)сделанное взрослым в сердцах необдуманное замечание еще больше отделяют их то детей и от педагога. Главное в этой ситуации- понять, что причины нежелательного поведения ребенка  в группе детского сада также являются проблемой и для его семьи, и для самого ребенка. Просто такие детине умеют социально приемлимыми способами добиваться внимания и уважения со стороны взрослых и сверстников. Увы, такой опыт общения они приобрели в семье. Постарайтесь показать «трудному ребенку» примеры конструктивного общения и разрешения конфликтов, чем порицать и наказывать его.

Например, ребенок может переживать из-за того, что:

-воспитатель его часто наказывает, критикует за ошибки, поведение, особенно в присутствии других детей;

-воспитатель игнорирует, не замечает ребенка;

-дети не принимают его в игры, не хотят дружить;

-дети дразнят его, обзывают, подчеркивая его недостатки и физические изъяны.

Психологическое насилие также вредно для ребенка как и физическое. Специалисты выделяют пять видов психологического насилия:

1.  Игнорирование – отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.

2.  Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков.

3.  Угрозы, запугивания.

4.Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для него людьми – бабушкой, отцом.

5.  Развращение – поощрение  саморазрушающегося поведения – употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.

Например из консультативной практики  известны случаи, когда мама или бабушка угрожали ребенку 3лет, запирали его в темной ванне, били по рукам, от чего ребенок был очень замкнут и боязлив. У не были развиты познавательные интересы, детское любопытство, любознательность. Другому мальчику мама запрещала заходить в комнату к свекрови, лишив его тем самым общения с бабушкой. Мальчик тяжело переживал семейный конфликт, тем более, что папа применял физические наказания. Рисунки семьи этого мальчика были выполнены черным цветом, воспитатели жаловались на его агрессию по отношению к сверстникам.

Применяя к ребенку наказания следует помнить о некоторых разумных правилах:

1.   наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;

2.   никаких наказаний для профилактики, «впрок»;

3.   наказание не должно проводиться за  счёт любви, нельзя лишать ребенка награды и заслуженной похвалы;

4.   лучше не наказывать, если наказание запоздало;

5.   после наказания ребёнок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;

6.   наказание не должно унижать человеческое достоинство ребёнка.

Нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком. Наказание должно быть понятным ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным. Причины физического и психологического насилия над детьми  имеют глубокие корни и требуют очень серьезной психотерапевтической работы со всей семьей ребенка, что входит в компетенцию психолога. Педагогам следует также учитывать, что родители обычно упорно отрицают факты насилия из-за нежелания осознавать происходящее в их семье., желания скрыть осуждаемые поступки. Беседа с родителями требует такта и осторожности, так как семья и так переживает стресс.

Что же должен предпринять педагог, чтобы насилие над ребенком было прекращено?

1. Посмотреть правде в глаза, завоевать доверие ребенка, внимательно его выслушивать, не упрекать его.

2 .Поговорить с членом семьи, который жестоко обращается с ребенком, обсудить вместе с ним  более педагогичные методы воспитания, попытаться разрешить конфликты в семье( посоветовать обратиться за помощью к семейному психотерапевту).

3  Если педагог испытывает затруднения, то лучше обратиться за консультацией к психологам из социальной службы.

 

3.  В наиболее острых и тяжелых случаях принимать меры немедленно и не ждать, что ситуация разрешиться сама собой.