Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
«МИР ШАШЕК».
Соглашение о сотрудничестве в области развития вида спорта "шашки"
Реализация программы идет первый год.
Реализацию Программы осуществляет воспитатель МДОУ Журавлёва Ольга Владимировна .
Педагог имеет высшее педагогическое образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология» , первую квалификационную категорию, прошла профессиональную переподготовку по направлению "Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых".
Программа является основным курсом изучения шашечной игры и даёт фундаментальный объём знаний основ теории русских шашек. Программа «Мир шашек» направлена на обогащение досуговой деятельности детей 5-7 летнего возраста.
Программа «Мир шашек» имеет физкультурно-спортивную направленность. Она (Программа) предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Игра в шашки развивает мышление, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал, развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.
Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, сложно переоценить. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске.
В игре развивается психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе.Шашки позволяют воспитывать психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти качества трудно воспитать в зрелом возрасте.
В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу.
Цель программы:
Популяризация игры в шашки. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения.Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Образовательные:
- Ознакомление с теорией шашечной игры; историей возникновения, правилами.
- Обучение технике шашечной игры.
- Развивающие:
- Активизация мыслительной деятельности дошкольников: развитие логического мышления, смекалки, наблюдательности, внимания дошкольников.
- Развитие образного и аналитического мышления :умения производить расчеты на несколько ходов вперед, умение разрешать проблемные ситуации.
- Развитие умения ориентироваться на плоскости.
- Развитие стремления детей к самостоятельности.
- Воспитывающие:
- Развитие социальных навыков детей, умения работать группой.
- Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- Воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности, воли, умения проигрывать достойно.
- Формирование умения соблюдать правила.
Ожидаемые результаты работы за первый год обучения:
У детей будут сформированы представления:
- об истории возникновения и развития шашек;
- о терминах: история, шажки – шашки, белое и черное поле (клетка), русские шашки, шашечница, «дамка», диагонали, горизонтали, вертикали, центр, начальное положение, тихий ход, ударный ход, взятие, «бой», ничья, победа, поражение, соперник;
- о названии и порядка следования восьми первых цифр и букв латинского алфавита;
- о правилах игры в шашки;
- о ходах шашек, очередности ходов.
У детей будут сформированы умения:
- правильно располагать шашечницу между соперниками;
- хорошо ориентироваться на доске;
- определять положение предметов на плоскости и в пространстве по отношению к себе;
- правильно расставлять шашки;
- играть без нарушения правил.